Есть фильмы, значение которых как художественного произведения оказывается значительно ниже, нежели их значимость в качестве феномена социального или ретроспективного. Рецензируемая лента относится к подобным. 72-летний мэтр Эльдар Рязанов снял картину, ясно показавшую, насколько неактуально его творчество в реалиях сегодняшнего дня. Режиссер, в своих "бытовых" фильмах бывший певцом советского "среднего класса" служащих, потерял предмет творчества с исчезновением его из реальной жизни. Неудивительны поэтому его обращения к фарсовым методам трактовки действительности, да еще и окрашенным в пессимистические цвета. Без сомнения, "Небеса обетованные" можно считать верхом постсоциалистического творчества этого любимого многими комедиографа. Фильм, получивший в свое время шесть премий "Ника", был настолько актуален и профессионален, а главное, смешон, что ни у кого не вызывало сомнения заслуженность тримфа. Однако, решив, по-видимому, повторить или хотя бы упрочить успех, Рязанов запнулся.
Фильм, снятый на кинокомпании "КиноМост" продюсером Владимиром Досталем (известным по ряду хитов последних лет, среди которых "Ширли-мырли" (1995), "Дети понедельника" (1997) и "Классик" (1998)) по сценарию Владимира Моисеенко и Юрия Федорова, правленному затем самим режиссером, по ряду направлений не выдерживает никакой критики. Количество сценарных натяжек можно было бы фиксировать со счетами, сбившись, однако, во второй части картины на эпизоде, когда главные героини решают вернуть злодею-бизнесмену деньги за присвоенную им квартиру. Заставив петь Лию Ахеджакову, мэтр, похоже, ударился в ностальгию по "Иронии судьбы", опять же проиграв, так как голосок у знаменитой актрисы не предназначен для мюзиклов. Кстати, качество музыкальных номеров тоже оставляет желать лучшего, хотя стихи к песням порой неплохи (что можно заметить в финальном номере картины). До фарса картина не дотягивает из-за своей легковесности и несерьезности (спасибо сценаристам еще раз). Трагикомедии не получилось опять же в силу этого. Весь юмор держится на актерстве и сценарных оплошностях. А вся трагедия - в крупных планах текущих из глаз известных актеров слез.
Но финал!!! Жаль, что вся картина не снята так же качественно, как поставлена финальная сцена. Именно здесь Рязанов отделил все же зерна от плевел и сделал то, чего от него ждали почитатели - простился со своим прошлым, со своими "старыми клячами" (мне кажется, это следовало бы сделать уже после "Небес обетованных"). Полбалла, которые я смело отнял бы у фильма, дала ему именно концовка, типично "рязановский the end". После почти двухчасовой скуки ваше сердце замрет минут на пять и позволит вам не сильно сожалеть о потраченном времени и деньгах.